ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (автор Н.В.Клюева)
Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов. В некоторые встречи включено “Информирование”
(инструктирование), проводимое консультантом от своего лица в группе.
Логика построения программы.
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия. Суть этой работы – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности:
психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
ведение дневников участниками группы;
аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.).
Проектируемые этапы тренинга.
I этап (организационный) |
ориентация в специфике тренинга как метода обучения
первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении
выявление и коррекция мотивации участников
|
II этап (встречи 1 и 2) |
самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению
дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивов своего поведения
актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции
|
III этап (встречи 3 и 4) |
переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии
расширение сферы осозноваемого в понимании поступков другого
формирование чувствительности к невербальным средствам общения
отработка эффективных средств общения<
|
IV этап (встречи 5, 6, 7) |
проектирование и конструирование каждым участником группы эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную связь и т. п.)
отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения
|
V этап (8 встреча) |
рефлексия изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга
прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участников группы
|
I ЭТАП (диагностика и подбор участников в группу)
Комплектованию группы предшествует рассказ консультанта о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, каковы результаты могут быть получены. В своем рассказе желательно апеллировать к интересам педагогов. Также оговариваются организационные вопросы:
Продолжительность работы (программа рассчитана на 8 встреч)
Время одной встречи (3-4 часа)
Количество участников (10-12 человек)
Периодичность встреч (один или два раза в неделю по 3-4 часа)
Следующий этап комплектования группы – индивидуальная беседа с каждым участником. Основные вопросы, которые обсуждаются в беседе:
Что вы ждете от тренинга?
Есть ли у вас проблемы в общении с детьми, руководством, коллегами по работе, родителями, дома?
Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе?
Есть ли у вас какое-либо пожелание относительно направленности работы на тренинге, вопросов, которые должны на нем обсуждаться?
В беседе возможно использование психологических методик для выявления индивидуально-психоогических особенностей участника.
Итак, при подборе группы следует руководствоваться следующими критериями:
Желание участника и добровольность прихода в группу. Это условие должно выполняться обязательно, так как при проведении тренингов администрация иногда стремиться обязать всех пройти тренинг. Это недопустимо.
Противопоказано участие в тренинге людей с явно выраженными физическими дефектами и нарушениями психического здоровья.
Приблизительно одинаковый возраст участников. После 45 лет участие в тренинге не дает существенных результатов.
Количество участников – не более 12.
II ЭТАП
Встреча 1.
Для того чтобы легко
добиваться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко и уверенно.
Поэтому на нашем тренинге мы будем говорить не только о специфических проблемах
педагогической деятельности, сколько о вас самих, о ваших отношениях с
другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете
свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь,
почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать
лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит
от того как мы ее воспринимаем. Не ждите от нас рецептов, как правильно
вести себя в тех или иных ситуациях, решать конфликты. Только вместе мы
сможем ответить на эти и другие сложные вопросы. В нашей группе мы будем
помогать друг другу решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные
средства общения.
ПРОЦЕДУРА 1 - ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Назначение:
установка принципов работы в группе;<
создание чувства относительной обособленности группы.
Предложить группе сесть лицом друг к другу и обсудить принципы работы в группе.
Основные принципы работы в группе:
В группе не стоит лицемерить
и лгать. Группа – это то место, где вы можете рассказать о том, что вас
действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до
момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы
не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.
-
Обязательное участие
в группе в течение всего времени.
Этот принцип вводится
в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень важны для других членов группы.
Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к
тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому
вопросу.
-
Невынесение обсуждаемых
проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь,
должно оставаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы.
Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге,
а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно
на занятии.
-
Право каждого участника
сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы.
Если вы чувствуете,
что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично
вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психологическую
травму, - воспользуйтесь этим принципом.
-
Каждый участник говорит
за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от
обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают…”, “большинство
так считает…”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”,
“я чувствую…”, “мне кажется…”.
-
Не критиковать и признавать
право каждого на высказывание своего мнения.
Нас достаточно критикуют
и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать,
что человек хотел сказать, какой смысл он вложил в высказывание.
-
Общение между всеми
участниками и ведущими - на “ты”.
Этот принцип создает
в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это
будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях.
Если вам тяжело сразу перейти на “ты” - не торопите себя. Это может произойти
ко второй, третьей встрече.
Примечания для ведущего.
На первой встрече
ведущий в группе формирует спокойную, доброжелательную обстановку. Естественны
и некоторые напряжения, и тревога, возникающая у участников. Этого не надо
бояться, так как конструктивное напряжение аккумулирует энергию для всей
последующей работы по исследованию себя и перестройки межличностных отношений.
Некоторые ведущие сознательно стремятся создавать напряжение на первых
этапах работы. Это достигается рассказом о возможных трудных ситуациях
на тренинге, в том числе и срывов. Ведущий может на какое-то время замолчать,
как бы передавая инициативу в руки группы, если группа ее не берет, то
этот факт может стать предметом анализа.
ПРОЦЕДУРА 2 - ЗНАКОМСТВО.
Назначение:
формирование у членов группы установки на взаимопонимание;
определение возможных тактик и стратегий общения с каждым участником;
создание климата психологической безопасности.
Участники разбиваются
на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании
каждый представляет своего интервьюируемого. В этом упражнении присутствует
высокий обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать
на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему представить достоверный
психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу
пары. Другие участника также задают другие вопросы.
Представление снимается
на видеопленку. Участники выходят за дверь и по одному входят в комнату,
где находится ведущий. Их задача – назвать 2-3 качества, способствующие
общению, и 2-3 качества, мешающие ему. После представления участник выходит,
за ним входит другой. После представления группа собирается вместе, рассаживается
в круг и анализирует видеозапись. Ценность этого варианта – в наглядной
обратной связи и большом количестве материала, анализ которого проводит
группа вместе с ведущим.
Каждый участник на карточке
пишет свое имя (предпочитаемый вариант), коммуникативные качества, девиз,
хобби. По усмотрению ведущего на карточку могут быть вписаны ответы на
разнообразные вопросы (например: Что я больше всего ценю в людях? Что я
не приемлю в других? Что я сейчас чувствую? Моя главная проблема в общении?
И др.)
Можно использовать
проективный рисунок. На карточке кроме текста участник рисует себя или
как его видят другие (в символической форме). Карточка прикалывается к
одежде. В течение 15 минут члены группы под музыку двигаются по комнате,
останавливаясь друг возле друга. После этого все садятся в круг и обмениваются
впечатлениями. Либо вся процедура осуществляется в круге.
Особое внимание при
каждом варианте представления уделяется индивидуальным целям и ожиданиям
участников от тренинга.
Примечания для ведущего.
Форма обсуждения должна
быть мягкой, ненавязчивой. Желательно обсуждение таких вопросов: “Что вы
чувствуете в данный момент?”, “Вам трудно быть в центре внимания?”, “От
чего зависит общение друг с другом в группе?”, “С кем из членов группы
у вас могут сложиться напряженные отношения?”
Для активизации процедуры представления можно использовать следующие приемы:
-
игра в ассоциации (“Кто кого или что мне напоминает?”, “Какое растение, животное, цвет, время года напоминает мне представляющийся?”);
-
представляющийся задает
по одному вопросу каждому участнику группы. В этих вопросах проявляется
направленность в общении, круг интересов, индивидуальные особенности.
Особое внимание следует
обратить на тех членов группы, которые имеют психологические особенности,
осложняющие общение в группе (повышенную чувствительность к критике, обостренное
внимание к чужому мнению, сильную неуверенность и т.д.). По отношению к
ним ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании
мнений.
ПРОЦЕДУРА 3 - РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.
Назначение:
знакомство с сутью процесса рефлексии;
отработка навыка рефлексии. Процедура 3 – одна из тех, которые желательно использовать в начале и конце каждой встречи.
-
Ведущий предлагает каждому
участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой.
Делать это можно в любой форме – вербально, невербально (рисунок, мимика,
жесты).
-
Каждый из членов группы
по семибалльной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности
и интереса к происходящему.
-
После того как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.
Информирование.
Одним из основных
средств, способствующих эффективному общению, является рефлексия. Более
того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности. Можно
выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):
рефлексия как техника
осмысления процессов, способов и результатов мыслительной работы и практических
действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате
которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание
как бы “со стороны”. Этот тип мыслительной деятельности расширяет поле
осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению
помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
рефлексия состояний.
Этот процесс направлен на осознание своих переживаний и состояний в ходе
работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний,
как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием
легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия
позволяет восстановить нормальную работоспособность.
Учиться рефлексии
и начинать нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе: “Стоп”,
заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит
за тем или иным моим действием?”
Условно этот процесс можно изобразить так:
“Я” осуществляю рефлексивный выход, т.е. осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и ситуацию извне;
“Я” нахожусь в рефлексивной позиции, т.е. занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации;
“Я” осуществляю рефлексивное
отношение, т.е. отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной
позиции, смотрю на себя как бы со стороны.
ПРОЦЕДУРА 4 - ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА.
Назначение:
отработка навыков анализа своего поведения и поведения членов группы;
вербализация осознания своего психологического состояния.
Предложите участникам
группы дома начать вести дневник, в котором они должны описывать то, что
с ними происходило на тренинге, свои переживания, чувства, мысли. Для начала
можно дать каждому листок бумаги со следующими вопросами:
Что было для меня главным на первой встрече?
Удалось ли мне лучше узнать себя?
Я понял(а), что я…
Я был(а) удивлен(а), обнаружив, что я…
На сколько я был(а) искренним(ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?
Я испытал(а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
Примечания для ведущего.
Дневниковые записи могут быть использованы ведущим в следующих целях:
Дневник как способ самоанализа,
самопознания и самодиагностики участников тренинга. Сам факт, что члены
группы описывают происходящее в ними, - существенный момент в саморазвитии.
Дневниковые записи как
исходный материал для начала работы на следующей встрече. По желанию участника(ов)
или по усмотрению ведущего наиболее значимые фрагменты дневника зачитываются
и анализируются.
Дневник как материал
для аналитической работы ведущего. По дневниковым записям ведущий делает
выводы о психологическом состоянии участника, его взаимоотношениях с группой.
Также это хорошая возможность проследить изменения в глубине описания происходящего
участником от первой до последней встречи. После первого занятия не стоит
давать участникам задание читать какую-нибудь литературу по психологии
общения. Желательно сориентировать их на размышления о самих себе.
Встреча 2
- что значит эффективно общаться?
Цели:
актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;
выработка группой концептуального представления о сущности педагогического общения;
выработка умения принимать решения в группе.
ПРОЦЕДУРА 5 - РЕФЛЕКСИЯ “ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ”.
Назначение:
отработка навыка рефлексии;
отработка навыка самодиагностики состояния.
Предложить участникам
группы выразить свое состояние на момент начала работы в группе. Можно
использовать несколько вариантов этого представления.
В вербальной форме все
проговаривают свое состояние (например: “Я чувствую некоторую тревогу и
ожидаю каких-то событий”, “У меня приподнятое настроение и…”, “Мне приятны
окружающие меня люди…”).
Все представляют свое состояние в невербальной форме, используя мимику и жесты.
Участники выражают свое
представление обо всем происходящем в группе и с ними на листе бумаги в
любой форме. На выполнение дается 3-5 минут. Можно предложить группе построить
на доске или листе ватмана интегральное представление о происходящем, используя
индивидуальные представления.
Примечания для ведущего.
Ведущий стимулирует
обсуждение таких вопросов участниками: “Как ты себя чувствуешь? Что тебе
снилось?”. Если участник говорит о наличии негативных или позитивных чувств,
предпринимается попытка понять причину происхождения этих чувств.
Процедура не должна
быть растянута во времени. Молчание более 10 секунд приводит к передаче
слова следующему участнику.
Ведущий анализирует
свое состояние со всеми. Нежелательно делать это первым, так как это может
привести к “считыванию” с него образца анализа.
ПРОЦЕДУРА 6 - ДИСКУССИЯ “ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ”.
Назначение:
актуализация профессиональной позиции педагога в работе с детьми;
диагностика уровня развития организационных навыков;
диагностика уровня развития
таких коммуникативных умений, как умения слушать, принимать, поддерживать
и развивать точку зрения другого, умения донести свое мнение до другого;
выработка общегруппового
представления о сущности педагогического общения, критериях его эффективности
и уровне его реализации;
концептуализация представлений о педагогическом общении;
выявление проблем, не позволяющих каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.
Процедура проводится в три этапа:
Обсуждение проблемы в микрогруппе (3-4 человека).
Защита своей работы в групповой дискуссии.
Анализ отснятых на пленку материалов.
1 этап.
Группа разбивается
на микрогруппы (желательно чтобы в каждой из них был лидер) и в течение
1-1,5 часов обсуждают проблему “Эффективность педагогического общения.
Критерии эффективности и условия реализации”. С каждой микрогруппой работает
консультант, задача которого организовать групповую работу, не вмешиваясь
в содержательную сторону обсуждения. Желательно, чтобы группа оформила
обсуждаемое и наработанное в схемы, рисунки, модели на листах ватмана.
Это более наглядно для восприятия и обсуждения в ходе групповой дискуссии.
Примечания для ведущего.
Для более эффективного
обсуждения проблемы консультант использует элементы методики инновационной
игры (В.С. Дудченко), в частности технологию группового решения проблемы.
Технология представляет собой последовательность процедур, выполнение которых
обеспечивает содержательное решение стоящей перед группой задачи. Основные
шаги, проходимые микрогруппой при решении проблемы: “Эффективность педагогического
общения”:
Диагностика задачи.
Каждый участник формулирует, как он лично понимает поставленную задачу,
что для него обозначает эффективное педагогическое общение.
Диагностика ситуации.
Каждый участник оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию,
в которой находится. Микрогруппа пытается выстроить модель своей микрогрупповой
ситуации (МГС): что не позволяет каждому эффективно общаться с детьми и
коллегами, есть ли в индивидуальных ситуациях нечто общее. Это “нечто”
должно стать основой для построения модели.
Диагностика и постановка
проблем. Участники микрогруппы обсуждают те проблемы, которые не позволяют
им эффективно общаться в педагогической деятельности.
Определение целей. Участники
заканчивают работы тем, что определяют цели своего участия в тренинге.
В частности, пытаются определить какие возможности есть у тренинга для
решения тех проблем, которые они обозначили.
2 этап.
После 10-минутного
перерыва группа собирается вместе для защиты своей работы в групповой дискуссии.
Предложенный материал обсуждается, участники обмениваются точками зрения,
развивают навыки выступления перед аудиторией. Дискуссия направлена на
то, чтобы вычленить цели микрогруппы (т.е. ответить на вопрос: “Что мы
должны делать на тренинге, чтобы научиться эффективно общаться”), выйти
на обозначение общегрупповых целей как тех результатов, на которые должна
быть ориентирована дальнейшая работа. Дискуссия также стимулирует динамику
развития группы. От каждой группы выступает в течение 7-10 минут один или
несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы на понимание,
затем дискуссионные вопросы (10-15 минут). Можно ввести элемент соревновательности
в групповую дискуссию, используя систему оценок за качество выработанной
схемы, содержательный план работы и степень соорганизованности группы.
После выступления всех групп ведущий дискуссии совместно с участниками
подводит итоги, давая качественный анализ всех сообщений, выделяя наиболее
конструктивные моменты в докладах и выступлениях. В заключение обозначаются
те проблемы, которые будут положены в основу дальнейшего тренинга.
Примечания для ведущего.
1. Для более эффективного
проведения групповой дискуссии специально организуется пространство (группа
сидит вместе напротив друг друга). Между ними ставится столик для ведущего
и доска для размещения проектов.
Ведущий определяет цели и правила дискуссии. Среди них:
-
не уклоняться от темы;
-
работать на “общий котел”;
-
не уходить в “другое” и “абстрактное”;
-
работать на понимание (не “ты меня не понял”, а “я не сумел донести до тебя свою мысль”);
-
активное участие всех членов группы в работе.
2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету со следующими вопросами
-
Твое отношение к проделанной работе: -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 (от "очень отрицательное" до "очень положительное")?
-
Что мешало тебе в этой работе?
-
Что тебе дала эта работа в содержательном плане?
-
Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности.
3 этап.
Снятые на видеопленку
материалы желательно проанализировать на следующей встрече. Ведущему при
анализе обратить внимание участников: на ролевую структуру группы (кто
был лидером, генератором идей, критиком, разработчиком, методологом и т.д.),
особенности группового взаимодействия и стиль общения, который демонстировали
участники; способы аргументации и умение донести свою мысль до другого;
соотношение невербальных и вербальных средств общения. Полученный во время
дискуссии материал ведущий структурирует, соотносит с данными психологических
исследований и предлагает такую схему общения, которая будет положена в
основу всей работы на тренинге.
Информирование.
На основе схем, созданных
вами, своего опыта и знаний я расскажу о том, как улучшить общение с окружающими
(это могут быть дети, коллеги по работе, близкие вам люди). Многочисленные
психологические исследования позволили выделить факторы, обеспечивающие
эффективность общения. Важно осознавать, что это за факторы, особенно когда
общение профессиональное, что я из себя представляю как личность, какие
средства общения использую и какой у меня партнер по общению. Условно эту
схему можно представить в следующем виде:
Мои мотивы и цели общения. |
Условия общения. |
Мотивы и цели общения другого. |
Кто я ? |
Предметная область личности. |
Кто он? |
Для того чтобы быть
способным к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои
сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества
его личности как открытость, социальная адаптированность и способность
самостоятельно решать свои проблемы. К работе над “Я” относится также и
определение своих профессиональных и жизненных целей, установок (благополучных
или неблагополучных), которые помогают добиваться успеха. Также важно определить,
какие наиболее типичные способы реагирования характерны для вас, когда
вы попадаете в сложную ситуацию. Среди них может быть родительский, детский
и взрослый вариант реагирования. Тот же анализ педагог проделывает относительно
своего партнера по общению. Ответить на вопрос “Кто он?” - это значит проанализировать
эго-состояние собеседника, его установки и жизненные планы, слабые и сильные
стороны.
Средства общения
могут быть разделены на вербальные и невербальные. Невербальные коммуникации
охватывают все стороны общения, кроме самих слов и их прямых значений.
В психологической литературе можно также встретить термин “коммуникативные
умения”. В нашей работе мы будем считать понятия “средства” и “умения”
идентичными. К наиболее значимым средствам общения относятся:
описание поведения –
сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания
им собственных мотивов поседения, личностных черт;
коммуникацию чувств
– умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;
активное слушание –
принятие человеком ответственности за то, что он слышит путем подтверждения,
уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения;
эмпатию – умение “вчуствоваться” в состояние другого человека и сопереживать ему.
Эффективное общение
зависит также от совпадения мотивов вступающих в общение людей. Анализ
мотивов предполагает осознание скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных
целей, которые ставит перед собой участник общения. Предметная область
общения – ею может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает, или
отталкивает. Значимость предмета общения для собеседников – залог успеха
общения. Благоприятные условия общения и их создание приводит к уменьшению
помех для понимания друг друга. Весь наш тренинг будет построен на том,
чтобы постепенно углублять представления о себе, другом и как мы с этим
другим (другими) общаемся.
ПРОЦЕДУРА 7 - КАКИЕ У МЕНЯ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ? (ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).
Назначение:
проанализировать свои отношения с окружающими;
создать условия для улучшения взаимоотношений.
Ведущий обращается к участникам:
1. Составь список людей, вызывающих у тебя чувство симпатии.
на работе;
в тренинговой группе. Опиши, почему тебе приятно общаться с ними.
2. Составь список людей, с которыми тебе неприятно общаться. Опиши, что именно вызывает у тебя чувство неприязни.
3. Подумай над тем, можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто тебе неприятен. Данные желательно сформулировать в виде таблицы:
Имена людей, вызывающих у меня симпатию. |
Что именно привлекает меня в этом человеке. |
... |
... |
Имена людей, с которыми мне неприятно общаться. |
Что именно вызывает у меня чувство неприязни. |
... |
... |
Теперь сделаем следующий шаг и запомним:
ты никого не сможешь изменить, кроме самого себя;
проанализируй причины,
которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и добиваться успеха
с теми, кто тебе неприятен.
III ЭТАП.
Встреча 3
- как меня видят другие и что такое невербальные средства общения.
Цели:
дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивов своего поведения;
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.
ПРОЦЕДУРА 8 - РАЗМИНКА.
Назначение:
создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый для решения последующих более сложных задач;
сплочение группы.
1. Игра “Пишущая машинка”.
Ведущий называет
каждому участнику буквы алфавита, которые тот должен запомнить. Делать
это лучше по кругу. Каждому дается по несколько букв. Необходимо отстучать
какую-либо фразу, поговорку, начало стихотворения или песни. Вместо проговаривания
буква отстукивается в ладоши. Чем более опытная и умелая машинистка (группа),
тем быстрее стучат клавиши машинки.
2. Игра “вопрос –
ответ”. Участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося
реплику, он одновременно бросает мяч партнеру, тот, поймав мяч, должен
перебросить его другому, но при этом в свою очередь должен сказать собственную
реплику и т.д. Например, “Какое у тебя настроение сегодня?” - “Хорошее”.
– “Что ты ждешь от сегодняшнего дня?”…
Примечания для ведущего.
Желательно, чтобы ведущий участвовал в играх.
Список подобных игр может быть продолжен.
ПРОЦЕДУРА
9 - СКУЛЬПТУРА.
Назначение:<
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;<
выявление реакции участников друг на друга;
развитие умения творческого, нестандартного выражения отношения друг к другу.
Группа делится пополам.
Ведущий дает инструкцию: “Вылепите в своей подгруппе скульптуру одного
из членов своей или другой подгруппы. Придайте скульптуре то выражение
лица, ту позу, которые являются типичными для выбранного участника. Подберите
материал, цвет, подумайте над ситуацией, в которой ваш герой мог бы наиболее
полно себя выразить. Задача другой подгруппы отгадать, кого пытались изобразить,
каков замысел, какими чертами наделили, что показалось неожиданным, не
соответствующим облику данного героя.
Группа делится на две
половины. Все члены подгруппы по очереди лепят каждого своего участника.
Проводится обсуждение, образ может корректироваться. После того как каждый
участник побывал в роли скульптора, начинается их представление другой
подгруппе. Проводится анализ заложенного в каждую скульптуру.
Группа делится пополам.
В каждой подгруппе выбирается один скульптор, который лепит каждого участника.
Наиболее выразительная скульптура по окончании может стать предметом обсуждения.
Скульптор тихо сообщает одному из присутствующих, что именно ему хотелось
передать в своем произведении, тот записывает его слова. “Скульптура” также
вполголоса диктует кому-либо собственное суждение о замысле скульптора.
Обе записи ведущий вслух читает аудитории. Несовпадение концепций автора
и “скульптуры” дает повод группе задуматься о трудностях понимания друг друга.
Примечания для ведущего.
1. Ведущему желательно стимулировать обсуждение в группе таких вопросов:
Что больше всего характеризует этого человека?
Совпадает ли мнение “скульптуры” о себе с тем, какой ее видит скульптор?
Какие расхождения были у членов группы, когда они лепили “скульптуру”?
Какой материал выбран скульптором и что это может значить?
2. Желательно во время представления “скульптуры” сделать небольшую сцену и зрительный зал.
3. При анализе впечатлений
сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником “представления”.
Ведущий берет слово последним. На этой встрече целесообразно использовать
видеокамеру. Это позволит дать обратную связь.
ПРОЦЕДУРА 10 - ПАНТОМИМА.
Назначение:
формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;
формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
1. Ведущий задает
тему, которую участники должны раскрыть пантомимически. Тема может быть
дана одному человеку, паре, части группы или всей группе. Темы для индивидуального
показа – “Какой я есть?”, “Каким я бы хотел быть?”; для пары – “Внести
бревно и распилить его”, “Внести в комнату ковер и повесить его на стену”,
“Встреча на одной скамейке”, “Утешение обиженного”, “Перейти по узкой доске
через большую лужу”, “Пройти по качающемуся мосту через пропасть”; для
группы – “Зоологический сад”: каждый изображает какое- то животное, причем
выбор животного и взаимодействие с другими животными символически отражает
некоторые качества и отношения участников; “Встреча друзей (одноклассников)
после многолетней разлуки”. После разыгрывания соответствующих сценок все
обобщают свои чувства и делятся впечатлениями. Проработанную тему можно
развить. Например, остальные изображают все только что увиденное.
2. Игра “Испорченный
видеогавнетофон”. Участники сидят в кругу. Дается задание – передать эмоциональное
состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один
участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда
каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет
то, что он получил с тем, что он передал; отмечает, кто из группы наиболее
достоверно понял и передал заданное эмоциональное состояние, где произошел
сбой. После таких игр у участников возникает желание понять, что такое
невербальное общение, как понимать состояние других людей по позе, жестам,
выражению лица. Ведущий такую информацию предоставляет.
Информирование.
Впечатление, получаемое
нами от другого человека, менее чем на 10% определяется вербальной коммуникацией,
т.е. словами, которые он произносит. Гораздо большее значение в общении
имеет так называемая невербальная коммуникация, охватывающая все средства
общения, кроме самих слов и их прямых значений. Элементами невербальной
коммуникации, в частности, являются:
тембр голоса и интонация;
ширина зрачка;
пространство, разделяющее говорящих;
частота дыхания;
жесты, телодвижения;
осанка;
одежда;
выражение лица;
символы статуса;
контакт глазами.
Различные термины
используются для обозначения самой невербальной коммуникации. Наиболее
часто встречающееся – “язык тела”. Основными элементами невербального общения
являются язык тела (то, что мы видим) и манера говорить (то, что мы слышим).
Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко! После определенной
тренировки можно научиться расшифровывать собственные социальные, эмоциональные,
сексуальные и другие установки, а также установки своих знакомых и тех,
кого бы вы хотели узнать лучше. Если, например, придя на работу, вы поднимаете
плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, пренебрежительным
или раздражительным тоном, то у окружающих о вас может сложиться одно из следующих впечатлений:
вам все надоело;
вы находитесь в стрессовой ситуации;
вы не контролируете события;
вас все раздражают;
вам не нравится ваша работа;
вы недоброжелательны;
вы не уважаете других.
Ваш собеседник
может говорить, что он предельно искренен с вами, доверяет вам. Но обратите
внимание на скрещенные на груди руки, ноги, положенные одна на другую.
Язык тела говорит о противоположном: ваш партнер насторожен, закрыт для контакта.
Правила интерпретации языка тела:
Не выхватывать какую-нибудь
отдельную деталь и не делать из нее далеко идущих выводов. Если человек
потирает нос и прикрывает рот рукой, когда говорит, это может быть истолковано
как неуверенность. В себе, в том, что говорит, в том, как это воспримут
окружающие? А может быть у него насморк? Если у человека руки скрещены
на груди, это может означать, что он “закрыт”. Но также это может быть
позой отдыха.
Учитывать, что у различных
наций язык тела имеет свою специфику. Например, язык тела скандинавов не
богат и обладает малым количеством жестов в отличие от итальянцев, у которых
есть масса значимых жестов и телодвижений.
Постарайтесь не приписывать свое состояние, свой опыт окружающим.
Наиболее важные элементы языка тела.
Мимика лица.
Лицо – зеркало состояния
человека. Мимика рта и бровей, направленность взгляда прекрасно передают
эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, злоба, скепсис
и др. Посмотрите на лица и подумайте, какое из чувств каждое из них выражает
(упражнение можно давать в группе или как домашнее задание).
Правильные ответы в этом задании:
01 – нейтральное;
02 – враждебное или саркастическое;
03 – радостное;
04 – очень злое;
05 – грустное, недовольное, хмурое;
06 – простодушное или радостное;
07 – не в настроении, уставшее;
08 – немного злое;
09 – притворно радостное;
10 – очень грустное, расстроенное;
11 – сомневающееся, скептическое;
12 – глубокая печаль, горе.
Величина зрачка.
Некоторые специалисты
считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной его
зрачка существует прямая связь: чем выше интерес, тем шире зрачок. Что
могут означать большие зрачки: большой интерес, честность и открытость,
сексуальное влечение, употребление алкоголя или наркотиков, расслабленность,
удовлетворенность. Что могут обозначать маленькие зрачки: отсутствие интереса,
недоверие или неприятие, враждебность, усталость, стресс, печаль, похмелье,
употребление некоторых наркотиков. При этом истолковании нужно учитывать:
степень освещенности (чем ярче свет, тем уже зрачки) и глазные болезни
(у близоруких, например, зрачок постоянно больше, чем у дальнозорких).
Поза (положение тела).
Примеры однозначных сигналов (в тех ситуациях, когда человек говорит то, что думает):
1 – человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений;
2 – человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания;
3 – человек в оборонительной позиции.
Примеры двойственных сигналов (когда соответствие между мыслями и словами нарушено):
4 – эту позу может принять человек флиртующий, кокетничающая женщина или смущенный и неуверенный человек;
5 – данная поза
свойственна человеку, который хочет продемонстрировать, что за телесным
контактом (дружеской объятие или поцелуй) ничего, кроме дружбы, не кроется.
Также она характерна для людей, стремящихся высказать преувеличенную почтительность.
Учитель обращается
к директору школы: “Может быть мы обдумаем учебную нагрузку?”. Тело его
при этом сообщает: “Я знаю, что вы занимаете более высокое положение”;
6 – поза характерна для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметными для других;
7 – эту позу могут принимать люди маленького роста и (или) желающий убедить других, что они важны.
Межличностное пространство.
0-0,5 м. – интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях.
0,5-1,2 м. – межличностное расстояние для разговора друзей с соприкосновениями или без них.
1,2-3,7 м. – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный).
3,7 м. и более – публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.
Способ расположения относительно собеседника.
1 – расположение
за столом, наиболее приемлемое для делового общения. Это расположение можно
использовать для подчеркивания “холодности” отношений.
2 – расположение,
которое является самым необязывающим для партнеров (нет необходимости смотреть
друг другу в глаза).
3 – расположений,
удобное для близких и доверительных отношений.
Не рекомендуется
общаться с человеком, вставляя ему за спину или возвышаясь над ним. Это
вызывает в большинстве случаев раздражение.
Позитивные жесты.
Раскрытые руки ладонью вверх – дружелюбие, открытость, желание сотрудничать.
Рука у щек – раздумье, нерешительность.
Наклоненная набок голова – интерес.
Почесывание подбородка – процесс принятия решения.
Прищуривание глаз – поиски решения.
Манипуляции с очками.
Медленно снять и протереть стекла, даже если этого не требуется – пауза
для разговора.
Манипуляции с предметами.
Прикусить кончик какого-либо предмета – требуется дополнительная информация.
Пощипывание переносицы
с закрытыми глазами – глубокая сосредоточенность, напряженное раздумье.
Неоднократное касание
носа, легкое потирание, при этом ерзанье на стуле, поворот боком – сомнение.
Потирание за ухом или
перед ухом пальцем, потирание глаз – сомнение, обдумывание ответа собеседнику.
При рукопожатии протягивание
руки ладонью вверх – открытость, желание достичь соглашения.
Устойчивый визуальный
контакт с собеседником – открытость, но тут важно не перегнуть палку, так
как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать
это по-своему: подозрительный, следит за мной и т. д.
Негативные жесты.
Руки скрещены на груди – оборонительная реакция.
Опирается подбородком на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта – критическая оценка.
Рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок – также критическая оценка.<
Взгляд в сторону – подозрение и сомнение.
Поворот головы в сторону на 45° - вежливый отказ от общения.
Пожимая руку, поворачивает ее так, что она находится поверх ладони собеседника – превосходство, самодовольство.
Посматривает на часы – спешит, торопится закончить встречу.
Сжатый кулак – властность, решимость.
Пальцы сплетены в замок – закрытость для общения.
Поза и особенности внешнего вида.
Поднятые брови, слегка поднятая голова, сомнение во взгляде – надоело говорить.
Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение.
Расхаживание – позитивный
жест. Человек в этом случае обдумывает, оценивает различные варианты решения
ситуации. Но с тем, кто расхаживает, не стоит заговаривать, чтобы не прервать
течение его мыслей.
Руки разведены в сторону, плечи приподняты – недоумение, бессилие.
Попытки приблизиться к партнеру по общению – стремление достичь более дружеских взаимоотношений.
Попытки удалиться от
партнеров по общению – желание сделать их взаимоотношения в данной ситуации
более формальными.
Ноги (все тело) обращены к выходу – желание закончить беседу.
Стоит, опершись на стол, сгорбившись, голова опущена, руки скрещены на груди – раздражение.
Разговаривая, стоит нависая над другим человеком, который чувствует себя “маленьким”, униженным.
Руки в карманах – превосходство.
Руки в карманах, большой палец высунут наружу – пренебрежение.
Руки в карманах, плечи приподняты – недоумение.
Преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой, карандашом), отстукивание им каждого слова, фразы – раздражение.
Бросание предметов на стол, резкие жесты – демонстрация своего раздражения, агрессивности.
Домашнее задание.
Назначение:
углубление опыта невербального общения;
развитие чувствительности к языку невербального общения и умений правильно интерпретировать этот язык.
1. Понаблюдайте
за двумя знакомыми во время их беседы, но так, чтобы не слышать о чем они
говорят. Обратите внимание на их жесты, выражения лица, подумайте, какие
чувства они испытывали в общении? При наблюдении за другими ответьте на
вопросы:
Смотрели ли собеседники друг на друга?
Как часто они смотрели в глаза друг другу?
Если возможно,
спросите мнение одного из них или обоих об их чувствах и эмоциях во время
беседы, чтобы убедиться в адекватности своей оценки.
Обратите внимание,
какое выражение лица у вас при общении, умеете ли вы смотреть в глаза собеседнику?
Нет ли у вас лишних, мешающих общению жестов?
2. Обратите внимание
на то, какие вы принимаете позы, какими пользуетесь жестами в качестве
средств выражения своего отношения к другим.
Ответьте на следующие вопросы:
Что выражают собеседники своими позами?
“Открыты” или “закрыты” они для общения?
Что они “говорят” руками?
В каком положении находятся ноги? Обратите внимание на движение головой
собеседника. Помогают ли эти движения ходу беседы?
Полезно также посмотреть отрывки из фильмов, выключив звук, и угадать смысл диалогов по выражению лиц и позам.
3. Выберите удобный
момент, когда вступаете в разговор с кем-нибудь. Заметьте, как близко от
вас стоит собеседник. Проследите, как на пространственное расстояние между
вами влияют следующие факторы:
Тип отношений.
Взаимное расположение друг к другу.
Статус или полномочия.
Пол, возраст.
Социальный, культурный уровень.
Ответьте на следующие вопросы:
Не было ли момента слишком
близкого расположения собеседника?
Не вызывало ли это у
вас чувства неудобства или раздражения и как это зависит от особенностей
собеседника?
Встреча 4 - как я вижу, чувствую и понимаю других.
Цели:
расширение сферы осознаваемого в поступках другого;
освоение умений адекватной коммуникации;
формирование концептуального представления о сущности эмпатического понимания.
ПРОЦЕДУРА 11 - ДОВЕРИЕ.
Назначение:
развитие чувствительности;
развитие межличностного доверия;
развитие умения чувствовать другого.
Группа выбирает
ведущего – “поводыря”, задача которого в течение 5-7 минут водить группу
с завязанными или закрытыми глазами по комнате. Участники группы держат
друг друга за талии или плечи. После проведения игры каждый описывает свои
ощущения. Степень доверия поводырю. Поводырь делится своими чувствами,
касающимися руководства и ответственности за благополучие других.
ПРОЦЕДУРА 12 - ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Назначение:
умение открыто и честно высказывать свое мнение о другом;
развитие внимания к своим чувствам и чувствам другого;
формирование умений вести себя в соответствии с принципом “здесь и теперь”.
В этом упражнении
участники делятся своими впечатлениями друг о друге. Один участник по очереди
садится перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь
к нему, надо коротко рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства
вызывает у тебя его поведение. Говорить надо достаточно громко, чтобы группа
слышала. Когда первый закончит, следующий член группы должен начать перемещаться
по кругу, каждый раз оказываясь лицом к лицу только с одним человеком.
Слушающему не разрешается задавать вопросы, перебивать, спорить. Нужно
постараться узнать, принять и осмыслить что-либо из получаемой обратной
связи.
Информирование.
Для успешного общения
ключевое значение имеет способность понять других людей, войти в их положение,
представить себе их чувства, позиции и намерения, предвидеть их поведение.
Развитие этой способности – одна из основных задач тренинга. Что нужно
знать, чтобы научиться эмпатическому пониманию? Следующие указания могут
вам помочь:
Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.
Попытайтесь на разных
этапах обучения эмпатии использовать слова и выражения, по значению и эмоциональному
заряду взаимозаменяемые тем, которые употреблялись во время акта коммуникации.
Это называется парафразом.
Формулируйте ответы на языке, который наиболее созвучен собеседнику.
Используйте эмоциональный тон, который соответствует тону, заданному собеседником.
Глубже постигайте эмоциональное
состояние другого, старайтесь уточнить и расширить смысл его высказывания.
Это помогает собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить
не мог.
Старайтесь осознать
и понять чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником,
но, видимо, подразумевались в сообщении.
ПРОЦЕДУРА 13 - ИГРА “ЭХО”.
Назначение:
освоение адекватной коммуникации;
отработка умений эмпатийного понимания.
Ведущий дает
инструкцию. Каждый выступающий должен следить за поддержанием полного единства
коммуникации с человеком, говорившим перед ним. Он должен повторить сущность
его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его. После этого
первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты,
которые не были уловлены в достаточной мере. После этого второй участник
начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего.
Например: “мои взаимоотношения с детьми”, “Я и группа”, “Что для меня особенно
трудно в тренинге”. Упражнение “Эхо” можно проделывать в микрогруппах по
3 человека. В этом варианте игры двое выполняют задание, а третий – наблюдатель
– фиксирует неточности и ошибки.
ПРОЦЕДУРА 14 - КАК ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОГО.
Назначение:
отработка средств общения, в основе которых лежит адекватная коммуникация и эмпатическое поинмание.
1. Группа делится
на пары, один из пары начинает давать какую-то информацию или описывать
личный опыт. Второй участник пытается продолжить разговор, своими словами
повторяя информацию партнера, чтобы показать, что он слушает (например:
“Вчера, придя к детям, я увидела написанное крупными буквами на доске свое
прозвище”. Второй участник может уточнить: “Тебя это задела и ты была обижена
этим?”) После пяти минут разговора участники меняются ролями.
2. На втором этапе
упражнения проводится ролевая игра, в которой педагог должен выяснить скрытый
мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Ситуация придумывается
группой. После того как она придумана, приглашают педагога, который в разработке
сюжета участия не принимал.
Примечания для ведущего.
При анализе игры ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:
Насколько успешно протекало общение между участниками игры?
Способствовало ли пространство общения (расстояние между учащимися) реализации целей общений?
Изобразите пластически язык тела участников диалога.
В каких преобладающих эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога?
Какие приемы были использованы педагогом для установления позитивного контакта?
Если контакт не получился, то почему?
ПРОЦЕДУРА 15 - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ?
Назначение:
научить выражать позитивные чувства другим людям;
научить оказывать знаки внимания.
Информирование.
В общении с другими
мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние
они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку
от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно
выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…”
Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания.
Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим
пониманием.
Упражнение выполняется следующим образом.
Участники образуют два
круга – внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Находящиеся во внутреннем
круге обозначаются буквой А; во внешнем – В.
Каждый “А” дает положительный, искренний знак внимания стоящему напротив него “В”.
“В” отвечает: “Спасибо, я тоже думаю, что я… (повторяет полностью сказанное “А”).
Затем “В” подкрепляет
сказанное еще одной похвалой в свой адрес: “Но кроме того, я еще хорошо
умею…” (называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает
положительных знаков внимания).
Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения, установки и т.д.
Затем все повторяется,
но наступает очередь “В”.
Домашнее задание (Проективное письмо).
Назначение:
отработка умений эмпатического понимания;
работа над умением оказывать положительные знаки внимания.
Группа по своему
желанию выбирает одного из своих участников и дома пишет ему письмо. В
случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо.
В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано
на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку.
На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него
появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит
время.
IV ЭТАП.
Встречи 5, 6 - проективные средства общения.
Цели:
отработка эффективных средств общения;
отработка умений анализировать себя, ситуацию и другого в ситуации общения;
формирование умений анализа мотивации своего поведения и поведения других.
На этих встречах
группа приступает к отработке наиболее значимых для педагогической деятельности
средств общения: эмпатического понимания, умения слушать другого, умения
принимать другого таким, какой он есть, умения давать обратную связь.
ПРОЦЕДУРА 16 - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Назначение:
отработка умения давать обратную связь.
Занятие начинается с анализа проективных писем, которые были написаны одному из членов группы. Делается это в том случае, если адресат изъявляет желание и уже внимательно
ознакомился с текстом писем.